как работают вещи

 ак работают вещи: статьи и обзоры

√лавна€ | ‘орум |  ак работают вещи | «наки | Ёнциклопеди€ |  аталог сайтов |  арта | —татистика | ѕодписка





































”х ты!
а вы знаете, что такое јбракадабра? подсмотреть







Rambler's Top100




 ак работают вещи: статьи„еловекѕсихологи€

 ак работает тест –исунок человека


Ќазначение теста

–исунок человека надел€ют различными значени€ми. Ќекоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением €-концепции. ≈го принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружени€, проекцию образа его идеального "€", выражение привычных действий. ќн может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обсто€тельства, как он относитс€ вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.




ќписание теста

“ест "–исунок человека" разработан  .ћаховер в 1946 году на основе теста ‘.√удинаф с целью определени€ индивидуальных особенностей личности.

»нструкци€ к тесту

ѕроцедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней м€гкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) » прос€т создать рисунок: "Ќарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

≈сли ребенок отказываетс€, надо постаратьс€ его убедить. Ќа всевозможные вопросы, которые, как правило, нос€т уточн€ющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". Ќа любые выражени€ сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будетЕ"

¬ ответ на вашу просьбу ребенок не об€зательно создаст полноценный рисунок человека. ќн может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного геро€, абстрактного изображени€. ¬ принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетвор€ет требовани€м, ребенка прос€т вз€ть другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

»нструкци€ повтор€етс€ до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. ¬се вопросы и реплики ребенка в процессе рисовани€, особенности его поведени€, а также такие манипул€ции, как стирание элементов рисунка и дополнени€, вы должны фиксировать. “о же самое касаетс€ времени рисовани€.

Ќаблюдени€ за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенност€х.
 ак он отнесс€ к заданию?
¬ыражал ли он сопротивление или резкий отказ?
«адавал ли дополнительные вопросы и как много?
¬ыражал ли острую потребность в дальнейших указани€х?
≈сли да, то каким образом: за€вл€л об этом пр€мо или это выражалось в его движени€х и поведении?
ћожет быть ребенок смело приступил к выполнению задани€ и ничем не выражал сомнений в своих способност€х?
»ли его сомнени€ и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

ѕодобные наблюдени€ дают немало пищи дл€ размышлений: может быть, ребенок чувствует себ€ незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, про€вл€ет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напр€жен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

ѕосле того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, котора€ строитс€ на основании рисунка и его особенностей. ¬ процессе беседы вы можете про€снить все не€сные моменты рисунка, а через отношени€, чувства и переживани€, которые ребенок выражает во врем€ беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состо€ни€. Ѕеседа может включать вопросы:

  •  то этот человек?
  • √де он живет?
  • ≈сть ли у него друзь€?
  • „ем он занимаетс€?
  • ƒобрый он или злой?
  • Ќа кого он смотрит?
  •  то смотрит на него?

ƒругие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:
  • «наком тебе этот человек?
  • Ќа кого он похож, кого он напоминает?
  • ќ ком ты думал, когда рисовал?
  • „то делает нарисованный человек, чем он в данный момент зан€т?
  • —колько ему лет?
  • √де он находитс€?
  • „то вокруг него?
  • ќ чем он думает?
  • „то он чувствует?
  • „ем он занимаетс€?
  • ќн тебе нравитс€?
  • ” него есть плохие привычки?
  • ” него есть какие-нибудь желани€?
  • „то тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?

Ётот человек здоров?
„то больше всего хочет этот человек?

¬о врем€ этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъ€снить или прокомментировать имеющиес€ на рисунке не€сные детали, сомнительные или нечеткие места. —просите также, кака€ часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а кака€ часть сама€ неудачна€, почему.

ƒругой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

»нтерпретаци€ результатов теста

 ратка€ верси€ обработки графической информации

ќтветы на представленные ниже вопросы дадут пон€ть, не про€вл€ет ли ребенок каких-то €вных отклонений, не наблюдаютс€ ли признаки психопатологии.

ќцените рисунок ребенка по следующим пунктам:

  • ” человека нарисована голова.
  • ” него две ноги.
  • ƒве руки.
  • “уловище достаточно отделено от головы.
  • ƒлина и ширина туловища пропорциональны.
  • ѕлечи хорошо прорисованы.
  • –уки и ноги соединены с туловищем правильно.
  • ћеста соединени€ рук и ног с туловищем €сно выделены.
  • Ўе€ €сно просматриваетс€.
  • ƒлина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
  • ” человека нарисованы глаза.
  • ” него нарисован нос.
  • Ќарисован рот.
  • Ќос и рот имеют нормальные размеры.
  • ¬идны ноздри.
  • Ќарисованы волосы.
  • ¬олосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
  • „еловек нарисован в одежде.
  • ѕо крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
  • ¬с€ одежда, изображенна€ помимо указанной выше, хорошо прорисована.
  • ќдежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
  • Ќа руках изображены пальцы.
  • Ќа каждой руке п€ть пальцев.
  • ѕальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
  • Ѕольшой палец достаточно хорошо выделен.
  • ’орошо прорисованы зап€сть€ путем сужени€ и последующего расширени€ предплечь€ в области кисти.
  • ѕрорисован локтевой сустав.
  • ѕрорисован коленный сустав.
  • √олова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
  • –уки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
  • ƒлина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
  • ƒлина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
  • ƒлина и ширина конечностей пропорциональны.
  • Ќа ногах можно различить п€тки.
  • ‘орма головы правильна€.
  • ‘орма тела в целом правильна€.
  • ќчертани€ конечностей переданы точно.
  • √рубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
  • ”ши хорошо различимы.
  • ”ши наход€тс€ на своем месте и имеют нормальные размеры.
  • Ќа лице прорисованы ресницы и брови.
  • «рачки расположены правильно.
  • √лаза пропорциональны размерам лица.
  • „еловек смотрит пр€мо перед собой, глаза не скошены в сторону.
  • „етко различимы лоб и подбородок.
  • ѕодбородок отделен от нижней губы.
¬ыводы сделать очень легко. ¬ целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. „ем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развити€. ѕрисвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы. Ќормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
    5 лет - 10 очков.
    6 лет - 14 очков.
    7 лет - 18 очков.
    8 лет - 22 очка.
    9 лет - 26 очков.
    10 лет - 30 очков.
    11 лет - 34 очка.
    12 лет - 38 очков.
    13 лет - 42 очка.
    14 лет - свыше 42 очков.

¬ пользу ребенка говор€т такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь €вл€етс€ уместной в данном рисунке или даже необходимой дл€ данного изображенного человека, например меч дл€ воина.

Ќа рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.
Ќа лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
Ќет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
Ќет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
Ќет туловища или туловище в виде палочки.
Ќет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
 исти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
Ќет ступней.
Ќет одежды и нет никаких половых признаков.
√олень шире бедра и другие нарушени€ пропорций тела.

ќтметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. ≈сли мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считаетс€ очень восприимчивым к внешним раздражител€м, нарушающим эмоциональное состо€ние ребенка, то на рисунке будут символически отражатьс€ проблемы, которые он испытывает.

„ем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. ¬след за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимс€ от общеприн€того. —реди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными част€ми тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. ѕодобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

≈ще один значимый негативный фактор - это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не об€зательно св€зан с гомосексуальными тенденци€ми, как часто прин€то считать. Ёто может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной прив€занности или зависимости от родител€ противоположного пола, сильной прив€занности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

—имволические значени€ фигуры человека

 ажда€ часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем про€вл€ютс€ отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

ѕри интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключени€. »сследовани€ показывают, что способы и манера выражени€ эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка измен€ютс€ в зависимости от ситуации и варьируютс€ от человека к человеку. ѕоэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

√олова, лоб

ќлицетворение сферы интеллекта, место локализации "€" ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове удел€етс€ максимальное внимание.

≈сли ребенок удел€ет голове слабое внимание - это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудност€х общени€ или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб - это также отражение самоконтрол€ и сферы социальных контактов. Ёто та часть тела, котора€ всегда открыта взгл€дам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми.

ќтсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. —оотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

≈сли у человека непропорционально больша€ голова - это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействи€ в этой области. ‘иксаци€ на голове может быть св€зана с ослаблением интеллектуальных способностей или контрол€, в результате чего значение этой части тела дл€ ребенка возрастает. Ѕольша€ голова выступает в таком случае как выражение стремлени€ компенсировать недостающее. ѕодростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтени€ или письма и т. ѕ. »ли страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

¬олосы

¬ыделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

јкцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими €вными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Ћицо

—имвол сферы общени€, важнейший центр коммуникации. ≈го прин€то считать самой социальной частью рисунка.

–ебенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремитс€ к уходу от проблем, св€занных с конфликтами в отношени€х с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. ќдновременно он может тщательно и уверенно выдел€ть другие части фигуры.

ѕоказателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. ќтношени€ такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. ќн чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

ќб агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображени€ соответствующего выражени€ лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

’орошо прорисованные черты лица говор€т о внимании к себе, здоровом самоуважении. — другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждени€.

«акрашенное лицо - довольно негативный знак, который соотноситс€ с потерей идентичности, утратой чувства собственного "€". Ќе менее тревожный факт - изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

ѕодбородок

«а ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок - отражение силы воли, властности, мужественности и т.д.

”влечение изображением подбородка, которое про€вл€етс€ в том, что его часто стирают, перерисовывают, обвод€т или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениватьс€ как компенсаци€ слабости, нерешительности, бо€зни ответственности. Ёто может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

“ака€ интерпретаци€ еще более обоснована в том случае, если сильна€, с нажимом, прорисовка всего лицевого профил€ сочетаетс€ со слабыми, легкими лини€ми в изображении остальных частей. ¬ таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себ€ таковым в воображении.

Ѕрови

Ѕров€м придаетс€ то же значение, что и волосистому покрову головы.

јккуратные брови , так же как и аккуратна€ прическа, - свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности.

√устые, мохнатые брови говор€т о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. ѕодн€тые брови ассоциируютс€ с надменностью и высокомерием.

”ши

≈сли они есть, то обозначают открытость воспри€ти€ или настороженность по отношению к окружающему миру.

”ши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считаетс€ незначимым. ќпределенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечани€м и осуждению и косвенно - об упр€мстве и неподчинении авторитетам.

√лаза

√лаза, как известно, - зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. ”же одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое.

ѕристальный, пронизывающий взгл€д - выражение агрессивности.

√лаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами - символ страха или тревоги. Ѕольшие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже - мальчики.

√лаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. ¬згл€д не пр€мой, а скошенный говорит о подозрительности.

ѕоскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

«акрытые глаза - попытка отгородитьс€ от внешнего мира, от контактов с окружающими. ќтсутствие зрачков, пустые глазницы, веро€тно, говор€т о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимани€.

 расивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза - отражение желани€ быть привлекательным, симпатичным другим люд€м.

–от

–от - многозначный элемент. ≈сли рот открыт, то это прин€то считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это €вна€ агресси€. ¬озможно, она носит защитный характер.

¬ыделение рта, которое может выражатьс€ в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично дл€ маленьких детей, еще не так давно находившихс€ в оральной зависимости от матери. ” детей более старшего возраста это уже становитс€ признаком зависимости, несамосто€тельности.

–от, обозначенный одной пр€мой чертой, может говорить о внутреннем напр€жении.

√убы

√убы - общеприн€тый символ сексуальной сферы. ¬ рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передаетс€ общее выражение лица.

ѕухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, - признак верной половой идентификации.

ѕрорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Ќос

Ќос - сам по себе не имеет интерпретационного значени€. „асто в св€зи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считаетс€ сексуальным символом. ’от€ практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, веро€тнее всего, будет акцентироватьс€ на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. ќтсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Ўе€

Ўе€ €вл€етс€ св€зующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

ќбласти шеи удел€ют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контрол€. “акие люди не уверены, что всегда могут справитьс€ со своими импульсами. ƒл€ них характерно состо€ние некой раздвоенности.

ƒлинна€ ше€ ассоциируетс€ с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себ€.

 оротка€ ше€ может символизировать естественность, пр€молинейность. ќтсутствие шеи в рисунках детей €вл€етс€ признаком незрелости.

–уки, ладони, пальцы

–уки - символ активности, коммуникативности и контактности. ≈сли руки человека разведены в стороны, как бы дл€ объ€ти€, прот€нуты по направлению к окружению - это признак общительности, активного взаимодействи€ с внешним миром.

≈сли же руки, напротив, спр€таны за спиной, в€ло вис€т вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах - это может говорить о необщительности и замкнутости. ¬ сочетании с другими особенност€ми рисунка это может оказатьс€ признаком ухода в себ€, самовлюбленности и тщеслави€ или сильного внутреннего напр€жени€.

ƒруга€ важна€ характеристика изображени€ рук - это их тонус. √ибкие, подвижные, свободно располагающиес€ руки, веро€тно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установлени€ контактов с окружением, активное внедрение в среду. ∆есткие, негнущиес€, механически распростертые, согнутые под пр€мыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

 рупные, большие ладони - признак де€тельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. —лабо прорисованные ладони говор€т о недостаточной контактности, ограниченной сфере общени€ и низкой продуктивности в зан€ти€х практической де€тельностью. “щательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управл€ть ею.

ƒлинные пальцы с ногт€ми или подчеркивание кулаков - признак агрессии, воинственности.  улаки на руке отведенной от тела - открыта€ враждебность, бунтарство, противосто€ние. ≈сли же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. ќб агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватитьс€ за что-то, подобно когт€м хищной птицы. ƒругие возможные символы враждебного отношени€: руки, подн€тые вверх, закрашенные руки.

ќтсутствие рук - крайн€€ степень пассивности, безде€тельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. ¬ сочетании с такими особенност€ми рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и обща€ гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка.

ƒл€ детей старшего возраста отсутствие рук - очень необычный факт.  роме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в св€зи со своим агрессивным, враждебным отношением. “о же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.

 ороткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себ€, и стремлении держать себ€ в определенных рамках, не позвол€€ про€витьс€ своим импульсам.

≈сли ребенок рисует длинные руки - это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.

Ѕольшие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стрем€щиес€ стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытаетс€ таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. — другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состо€ние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

“уловище

“уловище - символ представлени€ ребенка о физическом облике человека.

—ильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком - это признак компенсации недостающего, идеального дл€ него физического облика.

 рупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложени€ - внутренн€€ сила, сильное эго.

Ўирокие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. ѕодростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим част€м тела плечах.

≈сли сильный ребенок рисуетслабое тело, то, возможно, это св€зано с каким-то переживанием из прошлого опыта. ’рупкое тело может быть выражением собственной слабости. –ебенок, стрем€щийс€ потакать своим желани€м и игнорирующий любые про€влени€ самоконтрол€, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой.

≈сли маленький ребенок изображает пупок - это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста - это становитс€ выражением инфантильности или стремлени€ уйти в себ€.

¬ целом округла€ форма туловища - уравновешенность, более спокойный характер, некотора€ женственность. ”гловата€, пр€моугольной формы фигура ассоциируетс€ с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.

„асто фигура украшаетс€ дополнительными аксессуарами (бантики, пр€жки и пр.). Ёто обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

 райне негативный признак - изображение внутренностей тела. ќн свидетельствует о серьезных психических нарушени€х.

Ќоги

Ќоги - символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

≈сли стопы нарисованы в профиль - это признак устойчивости, уверенности в себе.

—топы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности.

подростки, отдел€ющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, св€занных с сексуальной сферой.

—лабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги - выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа.

≈сли ступниодетого человека изображаютс€ с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

ћаленькие, неустойчивые ступни - довольно часта€ особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. “акие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. –ебенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. ¬ случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; посто€нна€ тревожность продолжает преп€тствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

√ениталии

—окрытие области гениталий часто встречаетс€ в рисунках девочек-подростков. ” женской фигуры руки изображаютс€ застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то врем€ как руки мужской фигуры смело развод€тс€ в стороны. ќдна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Ќад нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

ќткровенное изображение гениталий . »зображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. ќтказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Ѕолее веро€тным объ€снением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно дл€ поведени€ детей в период скрытой сексуальности.

¬ промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаютс€ в процесс овладени€ новыми умени€ми и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей. –исунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаютс€ откровенно, очень редки. ѕричины этого необычного дополнени€ надо искать в случа€х, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. ќпераци€ на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. —облазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка.  акова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображени€ гениталий, - а в большинстве случаев это были нарушени€ поведени€ того или иного рода (агресси€, фобии), - это не преп€тствовало дет€м, достига€ юношеского возраста, развиватьс€ и хорошо приспосабливатьс€.

–асположение и размер рисунка

ѕоскольку нарисованна€ фигура считаетс€ тесно св€занной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретаци€ должна охватить максимум особенностей рисунка. “акие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображени€ деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представл€ют собой значимые аспекты представлени€ ребенка о самом себе и также подвергаютс€ анализу. ”читываютс€ пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализаци€, стирани€, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

–азмер и расположение

»спытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. ћаленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Ќапротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создава€ рисунок, который своим размером, размахом и бросающимс€ в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

»злишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Ќаклоненна€ фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

‘игура, смещенна€ на листе вправо , говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево - означает акцентирование на себе. ≈сли ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. „увство угнетенности, подавленности часто отражаетс€ на расположении фигуры в нижней части листа.

 рупна€, нарисованна€ с размахом фигура, помещенна€ в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

≈сли ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажетс€ пар€щим в воздухе, то, веро€тно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображени€, слабый контакт с действительностью.

ѕерспектива

ћальчики (редко - девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. “акое неестественное положение фигуры обычно считаетс€ признаком социальной напр€женности.  роме того, это может служить признаком определенного чувства вины, св€занного со сферой общени€. ≈сли такое положение - голова в профиль, туловище анфас - усугубл€етс€ изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображени€.

ƒругие особенности изображени€

Ёффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

Ќаличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

¬ более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. –ечь может идти как о небольшой задержке развити€, так и о более серьезных нарушени€х, таких, как дезорганизаци€ личности или умственна€ отсталость. ¬ "м€гком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себ€ лишенным поддержки и защиты. Ќегативное значение прозрачности оцениваетс€ по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Ќеоб€зательные детали

—реди необ€зательных деталей рисунка - такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шл€па. ќружие в руках нарисованной фигуры трактуетс€ как признак враждебного, агрессивного отношени€. ѕуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. ќ том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. јкцентирование на таких элементах, как галстук и шл€па, как прин€то считать, имеет сексуальный подтекст. ƒругие сексуальные символы - это трубка, сигарета и реже трость. ¬ыделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

–азрозненные части тела

ѕодобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавл€ющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. –исунок человека, в котором части рассе€ны безотносительно друг к другу - €вное отклонение от нормы. Ётот отказ создать целостный рисунок отмечалс€ у детей с серьезными нарушени€ми и €вл€етс€ показателем их личностной дезорганизации.

ќграниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

ќграниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. ƒанное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типична€ дл€ большинства детей - это расхождение между способност€ми и успеваемостью в школе. ћногие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим зан€ти€м. „асто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напр€женностью.

„резмерна€ штриховка

јкцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Ўтриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

„резмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. ƒл€ детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. —лучаи штриховки в рисунках могут быть показател€ми эмоционального расстройства.

–исунки без людей

ќтказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношени€х, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

“емные облака и заштрихованное солнце

ћного хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением си€ющего солнца. ќбычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. »сход€щие из окружности линии, представл€ют лучи, а солнце может иметь улыбающеес€ лицо.

Ќеобычно дл€ детей, если они добавл€ют ливневые облака и заштриховывают солнце. Ёти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

—тирани€

‘акты стирани€ считаютс€ выражением тревоги и неудовлетворенности.  ак правило, стирани€ привод€т к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтвержда€ тем самым, что служат выражением конфликта.







—мотри также:
 ак устроен одноразовый подгузник
¬итамины опасны?
 ак работает тест-рисунок ћо€ —емь€
ѕочему собаки не смотр€т телевизор
 ак работает синдром большого города
 ак работает глаз
 ак работает совесть
ѕочему от телевизора портитс€ зрение?
 ак быстро преодолеть депрессию?
ќткуда € вз€лс€?


Loading...


Ќовые статьи на сайтах портала:
 ак организм сжигает жир?
     ак работают вещи: статьи„еловекќрганизм человека /
 ак создали свет€щиес€ растени€?
     ак работают вещи: статьи“ехнологииЌовые технологии /
 ак светитс€ светл€чок?
     ак работают вещи: статьићир вокруг∆ивотный мир /
 ак работает большой адронный коллайдер
     ак работают вещи: статьи“ехнологии»сследование мира /
 ак нестандартно использовать вилку?
     ак работают вещи: статьи“вой дом—воими руками /
 ак вилка покорила мир?
    ѕроисхождение знаковѕроисхождение традиций«астольные /
 ак работает дополненна€ реальность?
     ак работают вещи: статьи“ехнологииЌовые технологии /


Ќовые комментарии:

  √остева€ книга:
luisms16 : Big Ass Photos - Free Huge But...
Georgenub : Де&#10...
clydegr11 : Browse over 500 000 of the bes...
johnniefs3 : Teen Girsl Pussy Pics. Hot gal...
careyvw18 : Sexy teen photo galleries htt...
mattiebb2 : New sexy website is available ...
Legenda7 : –Т–Р–°–Ш–Ы–Ш–°–Ђ–Э–Ю –°–І–Р–°...
julianua69 : Scandal porn galleries, daily ...
Flintdooring : For cells growing in denial di...





© 2008-2011 ¬сЄ, права защищены.
»нтернет-журнал "как работают вещи"
¬опросы и предложени€ ждем по адресу ashestopalov@yandex.ru

√лавна€ |  ак работают вещи | «наки | Ёнциклопеди€
 аталог сайтов |  арта | ¬се статьи раздела | —татистика | Ќовости
јвторы | јвторам