Захват террористами самолета - одна из излюбленных сцен создателей художественных фильмов. Обычно, сценарий в таких фильмах развивается здесь в двух направлениях либо главный герой (герои) храбро и профессионально скручивают преступников, либо они их разоружают, но при этом одному из негодяев случайно удается выстрелить. Дальше происходят Ужасные Последствия - огромные дыры в фюзеляже, в которые улетают пассажиры и террористы, взрывающиеся электроприборы, отрывающиеся хвосты... есть вдоволь места для полета фантазии режисера и сценариста.
Вполне логично, что в аэропортах предпринимаются серьезные меры, противодействующие проносу на борт всякого оружия. Не отрицая их необходимость, попробуем разобраться, что же реально может произойти с самолетом, если вдруг на его борту кому-то доведется пострелять. Приведет ли это к взрыву самолета или к его неизбежному падению на землю?
Возможны четыре возможных последствия в случае выстрела из ружья или пистолета в самолете:
- Пуля пробивает отверстие в фузеляже.
- Пуля попадает в иллюминатор, разбивая его.
- Пуля перебивает провода, спрятанные в стене или под полом.
- Пуля попадает в топливный бак.
Первый случай, вопреки художественным вымыслам режиссеров, самый безопасный. Современные корпуса самолетов выполняются из дюралюминия, который является материалом достаточно вязким. В случае, если пуля пробивает его внешнюю оболочку, то в результате образуется отверстие размером с пулю, и не более того. Внутри салона самолета давление гораздо выше, чем за бортом, в результате образуется утечка воздуха, однако система наддува пассажирского самолета вполне справится с ней и сможет компенсировать теряемый воздух. Все-таки это не космический корабль. Одно или даже несколько таких отверстий не дадут серьезного эффекта.
Если пуля разобьет окно, то это действительно может стать серьезной проблемой. Через дыру, размером в иллюминатор, давление в самолете уравняется с забортным в течение нескольких секунд. Так как весь воздух из салона рванется в сторону окна, то весь окружающий хлам понесется туда же. Не пристегнутый человек, находящийся рядом с разбитым окном, вполне может быть присосан к дыре, получив серьезную травму (еще одна веская причина, для пользования ремнями безопасности). Разобьет ли пуля окно? Может быть по-разному, все зависит от материала из которого оно изготовлено. В принципе это не исключено.

В то же время, потеря давления в салоне и кабине пилота создаст проблемы для всех, находящихся на борту. Пассажирский самолет летит на высоте порядка 9 - 10 км, что несколько выше, чем самая высокая вершина в мире - г. Эверест. Воздуха на этой высоте столь мало, что человек потеряет сознание в течение нескольких минут. Поэтому конструкцией самолета предусмотрено наличие кислородных масок над каждым пассажирским сиденьем. В случае разгерметизации самолета, маска повиснет прямо перед каждым пассажиром. Попав в такую ситуацию, важно задержать дыхание, сохранить самообладание и надеть маску. Минута-другая у вас есть. Самолет при этом вполне может продолжить движение и произвести аварийную посадку.
Повреждение проводки также опасно. Все зависит от того, что именно повредила пуля. Провода к системам управления подводятся внутри стен и пола. Вся проводка к жизненно важным органам в обязательном порядке дублируется, но уповать на то, что сейчас работают как основная, так и дублирующая ветки несколько опрометчиво.
В целом, исходя из площади действительно важной проводки, вероятность попадания пули именно в нее примерно равна... вероятности, диктуемой законом Мерфи (или законом падающего бутерброда, законом подлости).
И, наконец, топливные баки. В коммерческих рейсах самолет несет в себе топлива изрядное количество. Баки в основном расположены в крыльях, но в большинстве моделей есть также танки в фюзеляже. Если пуля пробьет бак, то к взрыву это сразу не приведет, но по-крайней мере станет причиной утечки топлива. Теоретически взрыв может последовать, при наличии нескольких неудачных совпадений - если топливо попадет на электропроводку, если эта электропроводка будет повреждена, и при этом находиться под напряжением. Случится такое (опять же теоретически), конечно может, но вероятность такого развития событий к счастью, достаточно невысока. Просто потеря топлива опасна только если самолет находится посреди океана и топлива в обрез дотянуть до берега. Заправка самолета через весьма приличного диаметра шланг и под неслабым давлением занимает несколько часов, поэтому быстро топливо через пулевое отверстие не выйдет.
Опасность последствий случайного выстрела в самолете обычно несколько преувеличивают, но, право слово, это не значит, что она отсутствует. Устраивать перестрелку в самолете - это не очень хорошая идея.
|