История метрополитена. Пятерка самых старых метрополитенов мира
«Metropolitan», «Metro» или «Underground» (подземка) – один из видов городского транспорта. Не всегда линии метро проходят под землей, но всё же у большинства людей при слове «метро» ассоциаций с тоннелем и подземным поездом намного больше. Это внеуличная скоростная железная дорога. Путь поездов метрополитена может быть проложен как под землей, так и по специальным наземным путям и подвесным эстакадам. Точного определения, что же такое метро, нет и по сей день. Часто система метрополитена совмещает все три способа постройки путей сообщения между станциями города, а ученые и инженеры к общему терминологическому решению прийти пока не могут.
Великобритания
Лондонский метрополитен
Первая в мире линия метро была открыта в этом городе в 1863 году, а длина её составляла всего 3,6 километров (под землёй). Первыми под землей ходили составы во главе с паровозом, а путешествовали таким образом из пункта А в пункт Б исключительно знатные господа. Такой вид транспорта как метро быстро завоевал популярность, как в Великобритании, так и во всём мире. Электротяга в метрополитене была введена только лишь в 1890 году, а вагоны были не очень удобными – не имели окон и достаточной вентиляции.
Сегодня Лондонский метрополитен – это 275 станций, 12 линий и более 400 километров путей, по которым в разные концы города ежедневно добирается больше 3 миллионов лондонцев и гостей города. Это делает Лондонскую подземку самой крупной в Европе. Метро Лондона поделено на 6 зон, и покупаются билеты строго для путешествия по определенным зонам. То есть с билетом для 1-2 зон нельзя ехать в остальные. В случае нарушения этого правила предусмотрен штраф в 10 фунтов (примерно 50 русских рублей). Смухлевать не получится, ведь при выходе билетик опускается в специальное отверстие в турникете, система заметит ошибку и вам придется обратиться к служащему станции.
Лондонская подземка работает с 4:30 утра до 0:30 ночи (но на некоторых станциях по-другому, в зависимости от пассажиропотока). Линий метро много, они пересекаются в разных местах, и нужно внимательно следить, в какой поезд садиться, ведь с одной станции поезда могут отходить в разных направлениях.
Интересный факт. Интернациональное название «метрополитен» метро получило от названия лондонской компании «Metropolitan Railway» («Городские железные дороги»). Сами же британцы называют метро «tube» - что значит «труба».
Греция
Афинский метрополитен
Следующий в списке самых старых – Афинский метрополитен. В Афинах строить метро начали на 6 лет позже лондонского, и называлось оно вначале не метро, а городская железная дорога.
Первая линия была открыта 27 февраля 1869, поезда двигались на паровой тяге. А электрифицировали Афинский метрополитен в 1904 году. Сначала афиняне не доверяли новому виду транспорта и называли в шутку метро «вратами в ад». Но с возрастанием популярности автомобилей весь мир начал страдать от автомобильных пробок, и все оценили преимущество метрополитена. До недавнего времени существовала только одна линия афинского метро, но к открытию Олимпиады в Греции в 2004 году были презентованы ещё две новенькие ветки метро. При их строительстве было найдено много древней посуды и предметов быта, которые решили выставить для обозрения тут же на станциях. Билеты на метро в Афинах можно приобретать как посуточные, так и на несколько дней, недели и месяцев. Так же здесь есть групповые билеты – на 2-3 человека.
Афинское метро – одно из самых модернизированных, современных и красивых в мире.
Турция
Стамбул, карликовая линия метро под названием Тюнель
Это даже линией трудно назвать. Это всего две станции под землей в европейской части Стамбула, расстояние между которыми всего 573 метра. Постройка тоннеля началась в 1871 и была закончена в 1875. Сначала пассажиров перевозили в неудобных деревянных вагонах на конной тяге. В начале 20 века линию электрифицировали, а деревянные вагоны заменили в 1930-х годах.
На линии курсируют вагончики с интервалом 3-5 минут, ежедневная перевозка пассажиров – 15 000 человек. Тюнель исправно работает и сегодня независимо от открытого в 2000 году Стамбульского метрополитена. Бытует мнение, что Тюнель – скорее подземный фуникулёр, чем метро. Но всё же, это одна из старейших построек подземного транспорта. В 2006 году была пущена вторая ветка подземного фуникулёра Тюнель-2.
Соединенные Штаты Америки
Нью-Йоркское метро
Технологии постройки подземного транспорта вскоре перенимают другие страны. Первая действующая линия метро в Новом Свете была запущена в 1880 году в городе Нью-Йорк. Сегодня Нью-Йоркское метро – одно из крупнейших в мире. Здесь 26 линий и 468 (!!!) станций. Метро проложено по четырем районам города (роль метрополитена в пятом районе – Статен-Айленде - играет городской поезд). Линии и маршруты следования настолько запутаны, что с первого раза тут не разобраться. Иногда чтоб перейти из станции на станцию, достаточно подняться/спуститься на несколько метров по лестнице, а иногда около пяти минут вилять по подземным и наземным переходам. Такая сложность расположения обусловлена тем, что постройкой Нью-Йоркского метро в конце 19 – в начале 20 века занимались три разные компании, которые объединились только лишь в 1940 году.
Самые большие проблемы Нью-Йоркского метрополитена – ливни (вода замыкает электропитание поездов), крысы (сильное загрязнение станций и туннелей) и высокий уровень шумов (80 дБ - 100дБ). Интервал между поездами – 10 минут и больше. Да и их расписание стабильностью не отличается – всё зависит от того, выходной день или праздничный, и какое время дня, и на какой линии вы находитесь. Это, конечно, минус, но плюс в том, что нью-йоркский метрополитен работает круглосуточно. И ещё – в Нью-Йоркском метро существенно рознятся такие понятия как линия метро и маршрут метро. Линия – это определенный участок путей, а маршрут – это направление следования поезда. Нью-Йоркские поезда метрополитена могут следовать по строго определенному маршруту, проходя при этом по нескольким линиям.
Особенности: повышенная безопасность. После терактов 11 сентября 2001 года власти Нью-Йорка запрещают видео- и фотосьемку профессиональной техникой (туристам можно, если это не вызывает подозрений) в метрополитене. Так же служба охраны метрополитена имеет право проводить досмотр сумок и чемоданов у случайных пассажиров, вызывающих подозрение.
Чикагский метрополитен
Это одно из самых старых и одновременно одно из самых длинных (170,6 км) метро в мире. Первую линию открыли в 1892 году. Всего есть 8 линий Чикагского метро, - красная, синяя, коричневая, зеленая, оранжевая, розовая, фиолетовая, желтая, - на которых расположено 144 станции. Сами чикагцы называют метро The «L» и считают его одним из достопримечательностей города, метро довольно медленное, очень шумное и сильно переполненное. Многие станции и линии давно нуждаются в реконструкции, но делать её приходится частично (из-за большого пассажиропотока). Работает Чикагское метро круглосуточно.
P.S. За более чем 150-летнюю историю существования метрополитен как средство передвижения перестал быть роскошью и стал необходимостью для жителей крупных городов мира. Мало кто предпочтёт простоять пару-тройку часов в пробках на загазованных улицах мегаполисов, если есть возможность сократить дорогу к пункту назначения к 30-минутам-часу :)
|