Полезно подчас обратиться к нашему генетическому багажу, - пишет Виктор Дольник в любопытнейшем труде «Естественная история власти». Наследство, доставшееся нам от предков человека (кем бы они ни были), задаёт определенную направленность некоторым сторонам нашего социального поведения, ограничивая возможность свободного выбора. Это надо знать не только для того, чтобы лучше понять историю и события, современниками которых мы стали. Главное – извлечь уроки на будущее: ведь слепое следование инстинктам далеко не безвредно…
Очень высокая (по зоологическим меркам) агрессивность человека, его практически беспредельная сексуальность (даже по сравнению с обезьянами), чувство ревности (порой приводящее к убийству соперника), и, наконец, потребность мужчин с детства до старости бороться за свой иерархический ранг — всё это, бесспорно, свидетельствует о наличии у наших предков жёсткой иерархической пирамиды, образованной половозрелыми самцами.
У очень многих живущих группой или небольшим стадом животных во избежание бесконечных конфликтов самец-доминант изгоняет из стада других самцов, включая собственных сыновей. Но эти животные изначально имели большие преимущества перед предками человека – не защищёнными кронами деревьев, не умеющими достаточно быстро бегать и не вооружённые клыками, когтями и т.д. Их сила заключалась в численности, поэтому человек стал социальным существом.
Более того, как утверждал Аристотель, «человек – это политическое животное». Действительно, большое скопление народа нужно не просто как-то организовать, но и поддерживать в этом состоянии. Предки человека использовали и по сей день используют те же инстинктивные модели социального поведения, которые с успехом применяют человекообразные обезьяны. Ну что, готовы сравнивать?
Геронтократия у приматов
Многие обезьяны могут образовывать сложно организованное большое стадо. У них борьба за иерархический ранг, а с ним — и за обладание самками, составляет едва ли не самое главное в жизни самца. Борьба эта ведется сурово, с драками, а проигрыш в ней означает постоянное унижение, страх, необходимость отдавать доминантам лакомые куски. Занимающие низкий ранг павианы находятся в стрессе, чаще заболевают, меньше живут.
Обитающие в африканской саванне павианы анубисы «открыли» вот что: более агрессивного и сильного самца можно понизить в ранге, если найти для этого дела союзника - такого же слабоватого, как ты сам. Если удастся создать союз из нескольких самцов, можно посягнуть на вышестоящую особь. У молодых самцов эти союзы непрочны, потому что их члены все время предают друг друга. Но постепенно какая-то часть самцов одного возраста создает более устойчивый союз, и тогда…
Самое время вглядеться в верхушки «пирамиды»: её венчает несколько старых самцов-павианов. Их отношения дружескими не назовешь, доверия тоже не видно, но и враждебности нет. Когда-то в юности они долго и упорно боролись за доминирование в своей возрастной группе и давно уже установили, что друг другу ни за что не уступят. Их менее настырные и хуже организованные сверстники давно погибли. Теперь главная забота «вождей» на всю оставшуюся жизнь - сдерживать напор более многочисленных и постепенно набирающих силу субдоминантов. Ни одному из стариков в одиночку не удержать своего положения, и они удерживают его совместно. Такое групповое доминирование старших по возрасту этологи называют геронтократией - властью стариков.
Единственная радость у стариков-павианов — это детёныши. Пока павиан поднимался вверх по иерархической лестнице, они его не интересовали. Но теперь в нем пробудилась врожденная программа учить их жизни. Окруженный восторженно взирающими на него детенышами (такой страшный для всех и такой добрый для них!), он показывает, как рыться в земле, раздирать гнилые пни, переворачивать камни, раскалывать орехи, докапываться до воды и делать многое другое, чему его учили в детстве и что постиг сам за долгую и удачную жизнь.
У каждого детёныша-павиана, в свою очередь, есть три врожденные программы, ориентированные на доминантного самца с седой гривой: «так выглядит тот, кому следует подчиняться», «так выглядит твой отец» и «учись у того, кто так выглядит». Иными словами, это Вождь, Отец и Учитель. С таким мышлением очень и очень немногим молодым самцам вообще приходит в голову идея устроить «революцию снизу».
Геронтократия у людей
Геронтократия часто формируется и у людей. Она может образоваться в небольшой группе, а может и на вершине государства – в лице советов старейшин, сенаторов, духовенства в Ватикане и т. п. Обычно геронтократия возникает, когда официальный лидер не уверен в себе и боится более молодых. Подтягивая к себе таких же старых и не уверенных в себе, как он сам, и делясь с ними властью, он формирует старческую верхушку, для которой страх потерять власть перевешивает стремление править единолично.
В традиционных обществах такая облагороженная законами и предписаниями власть старшей возрастной группы зачастую оказывается вполне приемлемой для рядовых членов. Но и образование союза подчиненных с целью свержения «динозавров» — тоже дело обычное, известное от седой древности до наших дней. У людей эти союзы тоже неустойчивы, сравнительно легко разрушаемы. Предательство вчерашнего союзника — норма поведения политиков. Иначе не сохранялась бы тысячи лет римская поговорка «разделяй и властвуй».
У людей осталась врожденная программа: «окружённость детьми — один из признаков иерарха». Её очень грамотно используют тираны во всем мире: портреты лидера с одной-двумя маленькими счастливыми девочками на руках — обычное дело. Казалось бы, такой дешёвый трюк, а как сильно действует на массовое подсознание! Врожденная программа в человеке кричит: «Вот он, наш Вождь, Отец и Учитель!»
Есть у нас и программа на склоне лет поучать молодежь – вроде бы, очень нужная программа… Когда письменность не была развита, и человек мог набраться опыта исключительно прожив долгую жизнь, - только малочисленные (по тем временам) «мудрые старцы» могли передать последующим поколениям знания. Беда лишь в том, что наши предки (как и сегодня павианы) жили в повторяющемся мире вечных истин, а мы — в быстро меняющемся мире. Наши «старики» часто безнадёжно отстают от жизни и потому оказываются беспомощней молодёжи – энергичной и готовой учиться новому.
Поэтому в настоящее время под «геронтократией» нередко понимают такой способ управления, при котором процветают косность, консерватизм, несменяемость кадров, ведущие к отсталости и упадку. Кроме того, в прогрессивных сообществах сегодня людей принято уважать людей за человеческие качества и личные заслуги, а не просто из факта долголетия.
|