С каким же набором врожденных программ люди могли вступить в экономические взаимоотношения? Да с тем же, которым обладают современные приматы, - убеждает читателей Виктор Дольник в своём труде «Естественная история власти». Почти все виды общественных животных имеют несколько врожденных программ – и честные, и совершенно бесстыдные. В 2005 году их экспериментально изучили экономист Кит Чен (Keith Chen) и физиолог Лори Сантос (Laurie Santos) из Йельского университета.
Честный труд
По мнению американских учёных, капуцины - один из самых тупых видов мартышек, производящих впечатление «ходячих желудков». Тем не менее, даже эти существа с крохотным мозгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом, могут усвоить идею труда, зарплаты и ценности денег.
Для семи капуцинов, живущих в вольере, исследователи придумали «работу» и «универсальный эквивалент» - деньги. Работа состояла в том, чтобы дёргать рычаг с усилием в 8 кг, что для этих приматов довольно сложно. За каждый качок рычага обезьяна получала ветку винограда. Как только шимпанзе усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент - пластмассовые жетоны.
Сначала такса была единой - за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество «монет». Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.
Затем экспериментаторы ввели в оборот разноцветные жетоны разного «номинала». За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий - две, за красный - стакан газировки и так далее. И вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые типы, что и в человеческом стаде. Появились лодыри и трудоголики - одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз!
Воровство
Но нашлись капуцины и похитрее. В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса. И присвоила все монетки себе, при этом отбиваясь от людей. Так обезьяны совершили первое в истории «ограбление банка». Поскольку некоторые предпочитали вместо работы втихаря отнимать «зарплату» у соплеменников, у обезьян проявились человеческие черты характера, которые ранее не были заметны - жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.
Воровство принципиально отличается от грабежа тем, что его совершает особь, стоящая рангом ниже обворовываемой (или хотя бы не выше). Поэтому воруют животные тайно, применяя разного рода уловки: стащив - убегают и прячут, или съедают незаметно. Когда у животного запускается программа воровства, то она сразу предупреждает о запрете: попадёшься - побьют. У обезьян из-за их жесткой структуры воровство процветает вовсю. Человек - тоже существо вороватое: дети начинают прятать разные мелочи раньше, чем говорить.
Грабёж или приношение даров
И то, и другое – две стороны одной медали. С одной стороны, приматы частенько отнимают что-либо у стоящих ниже рангом без стычки, так сказать «по праву» доминирования. Грабёж - один из способов утверждения иерархии. С другой стороны, подчинённые особи не только безропотно отдают всё, что заинтересует доминанта, но и, упреждая его гнев, «каждый сам ему приносит и спасибо говорит». Сразу даже не поймешь, дань это или подарок.
Передача «добра» снизу вверх по иерархической пирамиде для людей «естественна» в том смысле, что имеет хорошо отлаженную инстинктивную основу. Во все времена начальники и чиновники вымогали «подарки», и даже к «рыбке помельче» нужно обращаться с какой-нибудь шоколадкой. Сколько из древности сохранилось фресок с перечислением и изображением подданных, выстроившихся длинной вереницей с подношениями тирану! В Москве был даже «Музей подарков товарищу Сталину»…
Удержание источника благ
Возвращаясь к нашим капуцинам… Если обучить их пользоваться запирающимся сундуком, они сразу соображают, как удобно в нём хранить пожитки. Теперь, если доминанта снабдить сундуком, он копит отнятое добро, ничего не раздавая. Если всем обезьянам вручить по сундуку, доминант все сундуки сконцентрирует у себя.
Этот естественный «капитализм» присущ многим социальным животным не исключая человека. Главное – захватить и удержать богатое кормом место, плодоносящее растение, стадо малоподвижных животных, источник воды и т. п. Захваченное добро удерживается силой: всех, кого можно прогнать, прогоняют. Поскольку, как правило, удержать за собой источник благ может лишь сильная особь, постольку для посторонних сам факт обладания им - признак силы и власти.
В прошлом веке, когда о жизни обезьян почти ничего не знали, некоторых мыслителей привели в умиление сообщения о том, что они якобы делятся пищей. Однако сегодня уже известно, что этот вывод был поспешным. Иерархи стадных обезьян никогда не делятся с другими тем, что добыли сами, своим трудом. Они лишь иногда раздают отнятое у других, - причем то, что оказалось не нужным самим. Одаривают «шестерок» и самых униженных попрошаек, зачастую по нескольку раз вручая подачку и тут же отбирая. Эта процедура - не забота о ближнем, а еще один способ дать другим почувствовать свое иерархическое превосходство.
Попрошайничество
На него способны почти все животные. Поза попрошайничества очень часто имитирует позу детёныша, выпрашивающего корм. Увидев особь, вставшую в эту позу, некоторые животные делятся, пищей или могут потесниться на кормовом месте.
Общественные обезьяны - ужасные попрошайки, это знает всякий. Просят они так настойчиво и жалко, что не подать им трудно. Попрошайничество всегда адресовано вверх: обращено или к тому, кто захватил источник благ, или к более сильной особи, или к равной по рангу. Естественно, что попрошайничают в основном обезьяны, находящиеся на нижних этажах иерархии. Попрошайничество детенышей - особая статья, так же как попрошайничество самок, если их подкармливают самцы.
У человека попрошайничество развито сильнее, чем у обезьян, мы все время что-нибудь просим или вынуждены просить. Вполне естественная картина, когда дети что-то канючат, громко вереща и обливаясь слезами. Да и прекрасный пол частенько просит о помощи, услуге, уступке, подарке - в открытой или манипулятивной форме. При этом просящий делает большие трогательные глаза, как знаменитый Кот в сапогах из приключений «Шрэка».
Обмен
Спустя несколько дней после появления в вольере жетонов капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Однако всё оказалось куда более меркантильно: самка вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили учёные, и купила у них гроздь винограда.
Программа обмена развита у обезьян, некоторых вороновых или, к примеру, у пауков. Меняются животные одного ранга, причём обмен всегда обманный: у них есть очень хитрые программы, как обдурить партнера, подсунуть ему не то, захватить оба предмета, которыми начали меняться, и т. п. Но разве обмен услугами в случае с капуцинами был нечестным? В каком-то смысле да: ведь самка развлеклась не хуже самца, но при этом осталась в выигрыше.
У человека обмен тоже развит, и подсознательная его сторона - обязательная выгода («не обманешь - не продашь»). Честный взаимовыгодный обмен - позднее достижение разума, борющегося с мошеннической инстинктивной программой.
|