ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО... Считается, что первые в мире слова по телефону были произнесены в конце XIX века американским изобретателем Александром Грейамом Беллом, шотландцем по происхождению. Якобы он случайно облил одежду кислотой и обратился за помощью к своему молодому помощнику: "Ватсон, зайдите, пожалуйста, ко мне!". На самом деле первым словом, переданным по телефону, было ругательство, произнесенное Ватсоном. Какое - история умалчивает. Дело было так. Белл в своей лаборатории ставил эксперименты по передаче электрических сигналов по проводам. Он и не собирался изобретать телефон. Он просто еще не знал, что это такое. Через несколько комнат был натянут провод, и у одного конца его возился с приемной аппаратурой Белл, у другого - налаживал источник сигналов Ватсон. У Ватсона что-то не получалось, и он тихонько чертыхнулся. Шеф никак не мог услышать этого через несколько комнат, но одна из деталей приемного устройства сработала как резонатор, и Белл ясно услышал первое в мире телефонное сообщение! Он бросился в комнату к Ватсону с радостными криками: "Повторите! Повторите!", обнял и расцеловал коллегу. Так свершилось великое открытие, которое в корне изменило нашу жизнь, решив многие проблемы общения и создав новые. Первый частный телефон в мире был установлен в квартире Марка Твена. Во всяком случае, так он писал в своей книге. Только интересно, с кем этот единственный абонент в мире общался по телефону? Наверное, с редакциями или с телеграфом, где уже раньше были установлены первые ведомственные телефоны...
"ДРУЖЕЛЮБНЫЕ" АОНЫ Первые годы после появления на рынке АОНы были любопытной новинкой, освоить все возможности которой могли лишь самые терпеливые и упорные. Большинство функций выполнялось последовательным нажатием управляющих и цифровых клавиш, зачастую до четырех-пяти одновременно. Запомнить все это было трудно, и пользователю приходилось постоянно подглядывать в инструкцию, построенную по принципу "дерева". Ориентироваться в ней непросто, и большинство покупателей АОНов откладывали ее в сторону, используя аппарат всего на 5-10 процентов. Применение в командах цифровых клавиш часто приводило к сбиванию настроек из-за мелких ошибок пользователя. Все изменилось с появлением АОНов "Палиха" с новой идеологией и схемотехникой, которые наконец сделали клавиатуру телефона "дружелюбной". У этих аппаратов каждая функция вызывается нажатием всего одной клавиши и надпись на клавише соответствует ее назначению. Не то что прежде: жмешь на "fire" (пожар) - получаешь список звонивших абонентов, жмешь на "police" (полиция) - видишь список набранных тобой номеров. Теперь с "дружелюбными" АОНами легко общаться, не заглядывая в инструкцию. А если и стоит заглянуть, то из любопытства: что же еще умеет этот интеллектуал?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ: Батарейки в аоне слишком быстро разряжаются (менее трех месяцев). Возможно, у вас спаренная линия. Отключите режим определения номеров, набираемых на параллельных телефонах. Плохо определяются номера. Это может зависеть от качества вашей линии, на которое вы не в силах повлиять. Сделайте зависящее от вас. Отключите дополнительные устройства (автоответчики, факсы, модемы). Проверьте, не стоит ли в вашей телефонной розетке старого образца конденсатор (раньше их ставили для обеспечения безразрывности линии при выключении телефона из розетки), - удалите его. Современные АОНы имеют возможность гибкой настройки под конкретную телефонную сеть, консультацию по этому вопросу вы можете получить в сервисном центре. Не определяются номера некоторых абонентов. Телефонные станции старого образца бывают не оснащены оборудованием, выдающим номер в ответ на запрос АОНа. Не определяются многие междугородные и некоторые ведомственные номера. С этим вам остается только смириться. ...ГОВОРИТЕ ПОСЛЕ СИГНАЛА
Офисный телефон DCS фирмы "Samsung Electronics" снабжен системой "начальник - секретарь", имеет цифровую обработку сигнала, функции голосового набора, записи и вызова информации по звонкам, пейджинговой связи, прямого выхода на внутренний номер.
Из каждых пяти покупаемых сегодня в России телефонных аппаратов один - со встроенным автоответчиком. Прибавьте сюда автоответчики-приставки, охотно раскупаемые "вдогонку" к ранее купленному телефону, и получится, что примерно 30 процентов российских покупателей тяготеют к использованию автоответчиков. Но среди звонящих на снабженные автоответчиками телефоны процентный расклад в отношении к автоответчикам совсем другой. Как минимум 50 процентов звонящих, услышав предложение оставить свое сообщение, кладут трубку. И дело не в робости перед техникой, а в естественном нежелании общаться "вживую", на полном серьезе, с неживой игрушкой. В эту обескураживающую статистику немалый вклад внес печальный опыт общения абонентов с автоответчиками некоторых организаций и редакций: в ответ на оставленные сообщения там зачастую не перезванивают. Но мы-то с вами, читатель, интеллигентные пользователи. И если взять за правило своевременно отзванивать на поступившие сообщения, ваш автоответчик станет надежным секретарем и добрым помощником. Пользователи, которым важно не упустить ни один звонок, поступивший в их отсутствие, в последнее время успешно совмещают свой автоответчик с автоматическим определителем номера. АОН сохраняет достаточно информации об абонентах, не пожелавших разговаривать с автоответчиком. Кроме того, это хорошая защита от телефонных хулиганов и детей, которые, случайно наткнувшись на автоответчик, начинают регулярно звонить и наговаривать на магнитную ленту всякую чепуху, "сажая" кассету или переполняя цифровую память. Автоответчик, этот "секретарь на телефоне", поговорит с абонентами в ваше отсутствие и запишет, что передать. Синтезатор речи ставит после каждого сообщения голосовую метку времени и даты. Ваше исходящее сообщение или приветствие можно подготовить в нескольких вариантах, в том числе расширенное (такое может быть полезным в случае вашего длительного отъезда). Для экономии памяти автоответчика применяется режим VOX (система автоматически разъединяет линию, если в речи абонента длинные паузы или он положил трубку). Когда вас нет у телефона (или вы слишком заняты и предпочли бы перенести разговор на другое время), после нескольких гудков включается автоответчик. Сначала проигрываются записанное вами приветствие и ваша информация, а затем после сигнала на кассету записывается сообщение абонента. В конце каждого сообщения автоответчик фиксирует время поступления информации. После этого начинает мигать индикатор принятых сообщений. Когда вы возвращаетесь к телефону (или освобождаетесь от неотложных дел), достаточно нажать кнопку воспроизведения - и аппарат выдаст информацию. Более практичны современные автоответчики с цифровой записью. Здесь входящие и исходящие сообщения записываются на цифровых электронных чипах вместо микрокассеты с магнитной лентой. Это снижает до минимума число механических узлов, а значит, намного повышает надежность и долговечность. Цифровая запись делает аппарат намного удобнее в обращении. Не надо переворачивать кассету или менять ее, когда она изнашивается. Нужное сообщение включается мгновенно, ленту перематывать не требуется. Можно стирать отдельную информацию, оставляя лишь нужное, можно регулировать скорость воспроизведения. Время работы цифровых моделей автоответчиков сегодня достигает двух часов! По истечении этого времени, если вы не прослушали сообщения и не стерли их, автоответчик продолжает работать как динамик и может выполнять роль селектора звонков. Вы слышите, кто вам звонит, и в экстренных случаях снимаете трубку и отвечаете.
Имея телефон с цифровым автоответчиком, вы не упустите ни одного важного звонка. Он записывает все сообщения на твердый накопитель, и потребность в магнитной ленте отпадает сама собой.
ДАЙ МНЕ ПОСЛУШАТЬ ТВОЕ ПРИВЕТСТВИЕ НА АВТООТВЕТЧИКЕ, И Я СКАЖУ, КТО ТЫ Профессиональные психологи рекомендуют делать исходящее сообщение как можно короче. Это снижает частоту "пустых" записей. Творчески составленный текст приветствия тоже меняет картину в лучшую сторону. Так, один известный ученый-психолог начинает свой текст с извинений, что вам приходится говорить с техникой; популярный шоумен вальяжно отвечает по телефону: "Да!" - и, когда вы начинаете объяснять суть дела, после паузы произносит: "Извините, но это автоответчик"; именитый театральный режиссер надиктовывает на свой автоответчик строки Шекспира. И полно оригиналов, которые долдонят: "Нас нет дома...". Находка для взломщиков! Вот еще несколько забавных образцов приветствий с автоответчиков из разных уголков мира, которые кто-то любознательный собрал и запустил в компьютерную сеть Интернета. А я их выловила: Пpивет. Я - автоответчик. А ты кто? Алло? (Тишина на паpy секунд.) Извините, но ее сейчас нет. Оставьте ей сообщение, и она вам пеpезвонит. (Гpомко звyчит мyзыка на заднем плане.) Алло? Секyндy, я выключy мyзон. (Удаляющиеся шаги, выключение мyзыки, тишина, возвpащающиеся шаги.) Извините, здpавствyйте, а кто это?.. А, здpавствyйте! Хммм... эээ... в общем, вы говоpите с автоответчиком, но оставьте, пожалуйста, сообщение, и я вам пеpезвоню, как пpидy. Пpивет! Автоответчик Билла сломался. Это его холодильник. Пожалyйста, говорите медленно, чтоб я успевал направлять каждое слово в морозилку. Вы устали. Ваши веки стали тяжелыми, как никогда. Вам хочется спать. Вы временно теpяете вашy силy воли и способность пpотивостоять yказаниям. Когда вы услышите гyдок, вы бyдете достаточно готовы, чтобы оставить ваше имя, номеp телефона и сообщение. Это не автоответчик. Это телепатическая yстановка пpочтения мыслей на pасстоянии. После гyдка подyмайте о вашем имени, номеpе телефона и пpичине этого звонка. Би-и-и-п! Привет, это Рон. Меня сейчас нет дома, но я могу принять ваше сообщение. Подождите секундочку, пока я возьму карандаш. (Отдаленный шум отодвигаемого ящика, шуршание бумаг.) Та-ак, и что вы мне хотели сказать? Здравствуйте, в офисе сейчас никого нет. С вами говорит автоответчик. Оставьте после гудка ваше сообщение. Ту-ту! Здравствуйте, так как в офисе сейчас никого нет, с вами говорит автодозвонщик... Ту-ту! Это номер 222-22-22. С вами говорит автоответчик. После сигнала вы расскажете душераздирающую историю про свой застрявший в телефонном диске палец. П-и-и-п!
СЕМЬ ТЕЛЕФОННЫХ "НЕ" НЕ снимайте телефонную трубку во время звучания акустического вызывного сигнала. В эти моменты через аппарат идет ток значительной величины (до 0,4 А). Снятие трубки при этом сокращает срок службы телефона. Снимать трубку лучше всегда в паузе между посылками вызова. НЕ нажимайте слишком сильно на кнопки клавиатуры, так можно сломать находящуюся внизу плату. НЕ применяйте никель-кадмиевые батарейки для телефонов, нуждающихся для поддержания памяти в дополнительных источниках питания. Никель-кадмиевые батарейки несколько отличаются по форме и рабочим характеристикам. К тому же аппарат может быть поврежден из-за протечки таких "севших" батареек. НЕ забывайте при замене батареек отсоединять телефонный шнур. И не пытайтесь обойтись заменой одной из батареек. Должны быть заменены одновременно все батарейки, причем ставить нужно батарейки одного типа. НЕ устанавливайте телефон вблизи источников электромагнитных полей. НЕ устанавливайте телефон рядом с нагревательными приборами; диапазон температур, в котором телефон "чувствует" себя нормально и работает без сбоев, - от +5 до +40оС. НЕ допускайте попадания на клавиатуру телефона или внутрь его воды. В частности, не пользуйтесь телефоном в ванне. Вам это может быть приятно, а телефон боится влаги. Может произойти замыкание.