как работают вещи

 ак работают вещи: статьи и обзоры

√лавна€ | ‘орум |  ак работают вещи | «наки | Ёнциклопеди€ |  аталог сайтов |  арта | —татистика | ѕодписка





































”х ты!
оказываетс€, в 17 веке занимались революционной де€тельностью ... подробнее







Rambler's Top100




 ак работают вещи: статьи осмос осмические аппараты

 ак устроен космический челнок





 осмический корабль "Ўаттл" состоит из трех основных элементов: воздушно-космического самолета "ќрбитер", многоразовых ракетных ускорителей и сбрасываемого топливного блока.

"ќрбитер"

Ётот воздушно-космический самолет имеет три основных двигател€ дл€ вывода на орбиту, служебные системы и систему управлени€ и наведени€, а также теплозащиту, необходимую дл€ возвращени€ на «емлю. ¬ "ќрбитере" наход€тс€ экипаж и полезный груз. Ётот летательный аппарат вместе с крыль€ми и шасси дл€ посадки имеет длину 34,2 м, высоту 17,3 м и размах крыльев 23,8 м. ќсновной конструкционный материал v алюминий; используютс€ также титан, композиционные и другие специальные легкие и прочные материалы. —уха€ масса корабл€ варьируетс€ в диапазоне от 80 977 до 82 166 кг.

"ќрбитер" состоит из трех основных частей: 1) носовой части, котора€ включает отсек экипажа, основное электронное оборудование и передние двигатели системы ориентации; 2) центральной части фюзел€жа с двум€ крыль€ми, содержащей грузовой отсек и систему электропитани€; 3) кормовой части, в которой наход€тс€ основные двигатели и вспомогательна€ система электропитани€, а также вертикальное оперение (киль) и задние двигатели системы ориентации.

ќтсек экипажа имеет три уровн€. —амый верхний уровень - летна€ палуба, с которой происходит управление полетом. ¬о врем€ взлета и приземлени€ на ней наход€тс€ командир, пилот и два специалиста по операци€м. Ћетна€ палуба имеет дес€ть иллюминаторов: шесть передних (по три на командира и пилота), два верхних (дл€ наблюдений) и два задних (дл€ обзора грузового отсека).

Ќа средней палубе наход€тс€ шкафы, кухн€, система переработки отходов, спальное помещение (спальные места или спальные мешки) и основание шлюзовой камеры, через которую космонавты выход€т из корабл€ при проведении работ в открытом космосе. ¬о врем€ взлета и спуска на средней палубе могут находитьс€ до п€ти человек. Ѕоковой люк средней палубы служит дл€ входа и выхода экипажа, когда корабль находитс€ на «емле. ѕод средней палубой размещаютс€ часть агрегатов системы жизнеобеспечени€ и кладова€.

ќтличительной особенностью "ќрбитера" €вл€етс€ отсек полезного груза, в котором могут располагатьс€ космический аппарат или лабораторные модули до 5 м в диаметре и 18 м длиной. ¬ес полезной нагрузки зависит от высоты и наклонени€ выбранной орбиты полета корабл€.  орабли могут выводить на околоземную орбиту до 25 000 кг; до 15 000 кг может быть возвращено на «емлю.




ƒл€ перемещени€ громоздких предметов космонавты могут использовать дистанционный манипул€тор - 15-метровую механическую руку (разработанную  анадским космическим агентством), котора€ в сложенном состо€нии располагаетс€ вдоль стойки дверного проема грузового отсека. —проектированный как некое подобие человеческой руки, манипул€тор имеет плечо, плечевое сочленение, локтевой сустав, предплечье, кистевой сустав и концевые захваты. Ќа земле "рука" не может подн€ть даже собственный вес, однако в космосе она доказала свою высокую эффективность при операци€х выгрузки и погрузки спутников и доставки космонавтов дл€ технического обслуживани€ спутников.

ƒвигатели

“ри основных двигател€, расположенных в хвостовой части фюзел€жа, обеспечивают выведение корабл€ на орбиту. ¬месте с внешним топливным блоком и магистрал€ми подачи компонентов топлива они представл€ют собой основную двигательную установку. “€га каждого из них составл€ет 1760 кЌ при 104% от номинальной мощности на взлете.  аждый двигатель имеет два низконапорных и два высоконапорных турбонасосных агрегата (“Ќј), камеру сгорани€ с профилированным соплом и электронную систему управлени€.

√орючее (водород) и окислитель (кислород) из топливного блока поступают в низконапорный “Ќј, который поднимает давление компонентов топлива перед поступлением в основной “Ќј, после которого они поступают в камеру сгорани€. ќсновные “Ќј привод€тс€ в действие за счет неполного сгорани€ основного расхода водорода с частью кислорода; при этом образуетс€ обогащенна€ водородом парова€ смесь. Ётот пар вращает турбины, а потом поступает в камеру сгорани€, куда подаетс€ и остаток кислорода.

ѕредварительно жидкий водород проходит через охлаждающий тракт двигател€, где испар€етс€ и после этого вместе с кислородом используетс€ дл€ приведени€ в действие низконапорных насосов. ¬ таком поэтапном цикле газификации и сгорани€ почти вс€ химическа€ энерги€ топлива превращаетс€ в т€гу, и коэффициент полезного действи€ двигател€ достигает 98%. ƒублированна€ электронна€ система управлени€ контролирует работу клапанов и регулирует уровень т€ги, задаваемый бортовыми компьютерами. Ѕлоки управлени€ также контролируют температуру и число оборотов турбины и могут отключить двигатель при угрозе аварии.

“ри блока вспомогательных ракетных двигателей, работающих на гидразине и азотном тетроксиде, обеспечивают управление кораблем и его ориентацию. —истема ориентации имеет 38 основных двигателей (14 в носовом блоке и по 12 в каждом из двух хвостовых блоков) т€гой до 3,82 кЌ.  роме того, 6 верньерных двигателей ориентации т€гой до 0,1 кЌ используютс€ дл€ точной регулировки положени€ корабл€. ƒвигатели системы ориентации позвол€ют управл€ть положением корабл€ путем поворота его относительно трех осей (тангажа, крена и рыскань€) и линейного перемещени€ вдоль этих осей. ¬ключение двигателей осуществл€етс€ по командам бортовых компьютеров, которые реагируют на действи€ экипажа по управлению кораблем. ƒвигатели системы ориентации позвол€ют разворачивать корабль относительно —олнца, «емли или открытого космоса с целью регулировани€ температуры или наведени€ на цель, а также совершать маневры при приближении к другому космическому аппарату. Ёти двигатели используютс€ также при спуске, дросселируютс€ и, наконец, выключаютс€ при снижении скорости спуска до скорости звука; однако они недостаточно мощны, чтобы регулировать скорость при посадке.

ƒва двигател€ системы орбитального маневрировани€ (ќћ—) т€гой 34,3 кЌ, которые расположены в гондолах в хвостовой части корабл€, обеспечивают окончательное выведение на орбиту, маневры изменени€ орбиты и схода с нее при завершении полета.

—истема жизнеобеспечени€




 орабль оборудован системой кондиционировани€ и обеспечени€ жизнеде€тельности открытого типа, поскольку продолжительность полетов "Ўаттла" слишком мала, чтобы оправдать применение более сложных и т€желых систем замкнутого цикла с регенерацией отходов. ¬ кабине экипажа поддерживаетс€ атмосферное давление на уровне мор€ и состав атмосферы 20% кислорода и 80% азота при 22 градусах —.

 ислород поступает из баков системы топливных элементов. ”глекислый газ, выдыхаемый экипажем, извлекаетс€ из атмосферы в емкост€х с гидроксидом лити€; при этом образуютс€ карбонат лити€ и вод€ной пар, который удал€етс€ специальными поглотител€ми влаги. ¬ длительных полетах могут также использоватьс€ молекул€рные фильтры дл€ улавливани€ и последующего выбрасывани€ диоксида углерода; этот метод оказываетс€ более выгодным по массе, чем применение большого числа емкостей с гидроксидом лити€.

ќтходы жизнеде€тельности собираютс€ в устройстве дл€ переработки отходов, в котором они обезвоживаютс€ дл€ удалени€ после полета, а пары воды выбрасываютс€ в космос.

“емпература в отсеке экипажа поддерживаетс€ системой терморегулировани€, котора€ поглощает метаболическое тепло, выдел€емое экипажем (за счет обдува отсека воздухом), и тепло, выдел€емое электронным оборудованием (снимаетс€ водой, циркулирующей в термоплатах, на которых оно устанавливаетс€), и переносит его на панели радиатора, расположенные на внутренней стороне створок грузового отсека. ќтражательна€ способность панелей такова, что они остаютс€ холодными, даже когда на них светит —олнце.

Ѕортовые компьютеры

ƒл€ нормального полета "Ўаттла" необходим один компьютер. „тобы обезопасить себ€ от возможных неисправностей, учитыва€ возможность ошибок программировани€, п€ть одинаковых компьютеров выполн€ют две разные программы. ƒве пары компьютеров, работающие с программным обеспечением основного электронного оборудовани€, провер€ют расчеты друг друга 440 раз в секунду и отбрасывают те результаты, которые наиболее сильно отличаютс€ от трех других.

ѕ€тый компьютер, который выполн€ет резервную программу полета, может вз€ть управление на себ€ при определенных услови€х; это же может быть сделано экипажем. Ќа наиболее ответственных этапах полета - выведении на орбиту и спуске - работают все п€ть компьютеров. ƒл€ рутинных операций на орбите достаточно одного или двух компьютеров, а остальные наход€тс€ в гор€чем резерве или выключены.

—истема теплозащиты

ќрбитальный корабль имеет теплозащитное покрытие, состо€щее из 24 192 плиток и 3254 гибких матов изол€ции, которое защищает его от аэродинамического нагрева при выведении на орбиту и спуске. ѕлитки поглощают тепло и затем постепенно излучают его. “еплозащитное покрытие состоит из нескольких различных материалов, каждый из которых рассчитан на свою тепловую нагрузку (максимально до 1650 —), которую должны выдерживать различные части корабл€ во врем€ выведени€ и спуска.

Ќаиболее теплостойкий материал плиток - серый композиционный углерод-графитовый материал - применен на носовой части и передней кромке крыльев. „ерные плитки из стекловолокна использованы на тех участках поверхности (днище, передн€€ часть фюзел€жа и передн€€ кромка вертикального стабилизатора), где температуры составл€ют от 650 до 1260 градусов —. Ѕелые плитки из стекловолокна защищают участки (хвостова€ часть, задн€€ часть носового отсека и боковые поверхности кил€), где температура не превышает 650 градусов —. ћаты из кварцевого волокна и войлочные маты устанавливаютс€ на тех поверхност€х, которые подвергаютс€ значительному аэродинамическому нагреву при выведении на орбиту.







—мотри также:
 ак работает солнечный парус
 ак работает глаз
—путники планет
Ѕудет ли в невесомости гореть свечка?
 ак работает чЄрна€ дыра
 ак работает комета √алле€
„то будет с человеком в вакууме? ћожно ли выжить в открытом космосе без скафандра.
 ак космос улучшил быт человека?
 ак устроены звЄздные туманности
 ак организовать необычную свадьбу


Loading...


Ќовые статьи на сайтах портала:
 ак организм сжигает жир?
     ак работают вещи: статьи„еловекќрганизм человека /
 ак создали свет€щиес€ растени€?
     ак работают вещи: статьи“ехнологииЌовые технологии /
 ак светитс€ светл€чок?
     ак работают вещи: статьићир вокруг∆ивотный мир /
 ак работает большой адронный коллайдер
     ак работают вещи: статьи“ехнологии»сследование мира /
 ак нестандартно использовать вилку?
     ак работают вещи: статьи“вой дом—воими руками /
 ак вилка покорила мир?
    ѕроисхождение знаковѕроисхождение традиций«астольные /
 ак работает дополненна€ реальность?
     ак работают вещи: статьи“ехнологииЌовые технологии /


Ќовые комментарии:

  √остева€ книга:
luisms16 : Big Ass Photos - Free Huge But...
Georgenub : Де&#10...
clydegr11 : Browse over 500 000 of the bes...
johnniefs3 : Teen Girsl Pussy Pics. Hot gal...
careyvw18 : Sexy teen photo galleries htt...
mattiebb2 : New sexy website is available ...
Legenda7 : –Т–Р–°–Ш–Ы–Ш–°–Ђ–Э–Ю –°–І–Р–°...
julianua69 : Scandal porn galleries, daily ...
Flintdooring : For cells growing in denial di...





© 2008-2011 ¬сЄ, права защищены.
»нтернет-журнал "как работают вещи"
¬опросы и предложени€ ждем по адресу ashestopalov@yandex.ru

√лавна€ |  ак работают вещи | «наки | Ёнциклопеди€
 аталог сайтов |  арта | ¬се статьи раздела | —татистика | Ќовости
јвторы | јвторам